T. rex

Название на русском (транслитом): [ Редактировать поле ]

Биография:

Источник: FUZZ #10, 1997 Охрипший соловей

Как-то раз в интервью, отвечая нахальному журналисту, усомнившемуся в наличии у него голоса, он запальчиво заявил, что поет, как соловей. Потом подумал и добавил: как охрипший соловей! В нем, и верно, было что-то от певчей птицы: небольшого роста, подвижный, слегка взъерошенный и готовый петь когда угодно и сколько угодно. Он сочинял песни быстро и помногу, был готов до изнеможения работать в студии, и при этом весьма щепетильно относился к тому, что выходило за ее пределы и становилось достоянием слушателей. Он закрыл собой бутафорскую эпоху глэма, открыв дорогу новой волне и став образцом для подражания и ментором циничному поколению, для которого его поэтическая эквилибристика и декларативная чувственность, казалось бы, должны быть совершенно чужды. Его музыка звучала современно и в 1967, и в 1977. В 1997 же она звучит, я бы сказал, просто революционно

Он - это Марк Болан, Рожденный Для Буги, певец, гитарист, автор десятков давно ставших рок-н-ролльной классикой песен; переменчивый, как хамелеон, и при этом неизменно узнаваемый; отстраненный, как марсианин, и все-таки, вполне земной; всегда окутанный флером какой-то непостижимой тайны, хотя всю жизнь находился под недреманным оком музыкальной прессы; способный плыть как по так и против течения, поражая всех и вся непредсказуемостью своих поступков и их парадоксальной внутренней логикой. Он жил быстро и умер молодым. Бог ты мой! Нынешним летом Марку Волану исполнилось бы пятьдесят! А этой осенью исполнилось двадцать лет с тех пор, как его нет с нами. Стало быть, двойной юбилей, веселый и печальный одновременно. Пересказывать биографию Волана, наверное, нет необходимости: достаточно взять любую мало-мальски серьезную рок-энциклопедию и раскрыть ее на нужной букве. Впрочем, ни одна энциклопедия и ни одна из десятков написанных о Волане книг не дает ответа на вопрос, кем же он, собственно, был. Он родился как Марк Фелд 30 июля 1947 в Ист-Энде, лондонском предместье, населенном, преимущественно, едва сводившими концы с концами работягами - отец Марка, кстати, водил грузовик продуктовой компании. Первую группу, SUZIE & THE HOOLAHOOPS, Марк собрал в 1960 в школе (пела в ней еще одна будущая поп-звезда, Хелен Шапиро, в те дни более известная под прозвищем "Гудок", а тексты сочинял очкастый умник Кит Рид, позже прославившийся в PROCOL HARUM). Чувствуя себя чужим и в школе, и дома, Марк целыми днями слонялся по улицам, переболев всеми музыкальными поветриями, налетавшими на Лондон как из-за Океана, так и с Севера, хотя по духу ближе всех ему оказались моды с их подчеркнутым вниманием к одежде и любовью к жесткому звуку и чикагским блюзам. Обычно он перебивался случайными заработками (одно время, к примеру, позировал для модных журнальчиков), играл на гитаре в окрестностях Сохо, где был известен как фолк-певец Тоби Тайлер, печатал свои стихи в малотиражных литературных приложениях веселящегося Лондона. В ноябре 1965 ему впервые улыбнулась удача: фирма "Decca" рискнула пустить Марка в студию, где он за несколько часов записал серию своих песен - одна из них, знаменитая ныне "The Wizard", вышла на сингле и удостоилась благосклонной оценки в "NME". Неделей позже Марка Боуленда (так он обозвал себя на обложке диска) даже показали по телевизору, но следующий сингл провалился, и на этом история закончилась. По крайней мере, на время. Ровно год спустя, в ноябре 1966, Марк (в ту пору уже Болан) познакомился с менеджером всегда восхищавших его THE YARDBIRDS Саймоном Нэйпир-Беллом, который искал замену только что ушедшему из группы Джеффу Беку. Вопреки логике, Болан отказался - чем произвел на Белла неизгладимое впечатление, однако, спустя полгода и еще одну отвергнутую публикой пластинку, рискнул присоединиться к его менее известным протеже John's Children, с которыми и вкусил впервые настоящей славы, выступив на знаменитом психоделическом ночном марафоне в "Alexandra Palace" в ночь с 28 на 29 апреля 1967. Даже в сравнении со звездами, какими были PINK FLOYD с Барреттом и SOFT MACHINE, John's Children звучали убедительно; даже на фоне сумасшествия, которое демонстрировали CRAZY WORLD OF ARTHUR BROWN, Болан выглядел патентованным безумцем - его умопомрачительные стойки, двусмысленные жесты, провокации и неприкрытая агрессия сделали никому не известного дотоле певца одним из героев дня (вернее, ночи). После того, как "EMI" отвергла альбом John's Children "Orgasm" (по причине "вопиющей непристойности", "ВВС" запретила транслировать песню Марка "Desdemona" из-за строки "задери юбку и торчи", а фирма "Track", под крыло которой группа перебралась в конце весны, была вынуждена отозвать ее на полпути с европейского турне THE WHO, так как Болан провоцировал в залах беспорядки в масштабах даже больших, нежели Таунзенд сотоварищи (как-то раз THE WHO даже не смогли выйти на сцену из-за царившего там безумия), в группе начались трения, и Болан, как-то сразу ощутив бремя славы, ушел и три месяца спустя возник на горизонте с куда более свободным по форме акустическим дуэтом TYRANNOSAURUS REX и обоймой коротких, порой странных по содержанию, полных двусмысленной игры словами песен. В этот период он близко сошелся с только что вернувшимся из США и усиленно пропагандировавшим новые музыкальные идеи Джоном Пилом. "Он был удивительным человеком", - вспоминал Пил не так давно, - "импровизатор по натуре, неравнодушный ко всему новому, легкий на подъем. Несколько раз мы с женой и он с Джун Чайлд - взрослые, в общем-то, люди - отправлялись в Европу, путешествовали там автостопом и болтали обо всем на свете ночи напролет. Когда он стал звездой и начал сочинять хиты, мне было непросто: мы оставались друзьями, но мне не нравилось то, что он делает - как я мог говорить об этом публично?!" Летом 1970 всегда склонный к розыгрышам Болан принял участие в записи пластинки вымышленной группы DIB COCHRAN & THE EARWIGS (за эти названием скрывались Болан, Дэвид Боуи, Рик Уэйкман и их продюсер Тони Висконти), а в декабре его песня "Ride A White Swan" стремительно ворвалась в Топ 5 британских списков популярности, обозначив начало эпохи "боланомании" и "тирэкстаза". Однако, я, вроде бы, не собирался пересказывать биографию Доктора Буги - притормози, мой компьютер! Впрочем, следующий отрезок его жизни и не нуждается в комментариях: это семь лет, наполненных непрерывными записями и гастролями, четырнадцать хит-синглов, один за другим взлетавшие по ступенькам британских чартс, истерия на концертах и ушаты слухов и домыслов, выплеснутых на страницы подростковой прессы, это жизнь, спрессованная донельзя - так, что даже затейливое название его группы пришлось ужать до компактного T. rex, это снятый Ринго Старром фильм и собственная телепрограмма, его колонка в музыкальном журнале "Record Mirror", открывшая Волана как рок-журналиста, это демонстративная поддержка панк-рока, принятого в штыки почти всеми его сверстниками, это стремительная гонка, которая завершилась ранним утром 16 сентября 1977, когда малолитражка, на которой Марк и его вторая жена Глория Джонс возвращались домой после ночной вечеринки в одном из лондонских клубов, на полной скорости врезалась в дерево близ поселка Барнз-Коммон. Он умер на месте, не приходя в сознание. Как ни странно, но при жизни, то есть, в 70-е, Марк Болан воспринимался в Британии (да и во всем остальном мире) несколько одномерно (впрочем, о стереотипах и инерции восприятия западной музыкальной прессы говорено-переговорено): звезда глэма, автор безошибочных подростковых манифестов, певец изощренной чувственности и безудержного гедонизма, великолепный шоумен... Все это верно, но - не то. Лишь десятилетие спустя, когда его песни, подзабытые в музыкальных войнах конца 70-х и заслоненные волной банальности следующего десятилетия, начали всплывать в виде кавер-версий одних артистов или проявляться в скрытом или явном виде в песнях других, стало ясно, что фигура Марка Болана еще нуждается в своем осмыслении. Более чем где-либо, его влияние ощутимо в отечественном рок-н-ролле: едва ли не все его герои отдали дань Болану как одному из важнейших источников своего вдохновения; классический АКВАРИУМ на классическом же "Треугольнике" сделал опосредованный кавер его "Black Cat (The Wizard's Hat)", назвав его "Сергей Ильич (Песня Для МБ)", ЧАЙФ исполнил изящную стилизацию под T. rex "Твои Глаза Красивы (Как Обложка "Rolling Stone")", Доктор Кинчев, признав в нем родственную душу, посвятил Болану одну из своих лучших песен "Доктор Буги" (с цитатой из T. rex в первых тактах), знакомство с творчеством Болана выдают некоторые песни КИНО и ЗВУКОВ МУ, но самым главным боланологом и тирексофилом был в нашем роке безвременно ушедший от нас Майк Науменко. Это, правда, примеры очевидные. Из неочевидных хотел бы отметить, что увиденные задним числом, концертные шоу T. rex имели удивительное сходство с рок-клубовскими выступлениями полузабытого ныне ХРУСТАЛЬНОГО ШАРА, где юный Слава Задерни успешно исполнял роль Болана. (Даже странно, что пламенно любивший Майка клубный журнал "Рокси" так и не не заметил этого сходства.) Я с интересом жду, когда Болана откроет для себя нынешнее или следующее за ним поколение молодой шпаны из питерских клубов - думаю, что нас еще ждет новая эпидемия T. Rextasy (тем более что это всяко лучше, чем extasy). А тем, кто еще не знаком с восхитительным и чарующим миром его музыки, я рекомендую поскорее сделать это. Вас ждут Белый Лебедь и Кролик-Забияка, Саламандра Палаганда и Женщина-Чайка, Фабричная Курочка и Черный Кот (по имени Сергей Ильич, как удалось установить БГ), Телеграфист Сэм и мистер по фамилии Мистер, Металлический Гуру, Слайдер, Мотиватор, Электрический Воин и Космический Танцор, Дети Революции и Безумная Донна... Bang A Gong! Get It On! Bang A Gong!

Андрей Бурлака

Источник: Бондаренко В. В., Дроздов Ю. В. "Энциклопедия популярной музыки". Минск, 2002. T. rex 1967, Великобритания Исходный состав: Марк Болан (Марк Фельд; 30. 09. 1947 - 16. 09. 1977) - вокал, гитара; Стив Перегрин-Тук (Стивен Портер; 28. 07. 1949 - 27. 10. 1980) - ударные, перкуссия

В 10-летнем возрасте Болан сформировал свой первый коллектив SUSIE AND THE HULA HOOPS, игравший скиффл; одной из участниц этой группы была Хелен Шапиро, в 1960-1962 гг. самая популярная певица Англии. Спустя восемь лет под псевдонимом Тоби Тайлер Марк заключил контракт с фирмой грамзаписи "Decca". Однако дебютный сингл певца "The Wizard" вышел уже как сочинение Марка Болана. Этот псевдоним был данью уважения Бобу Дилану (сокращение от Bo (b Dy)lan). Болан подражал Дилану во всем, но в отличие от своего американского кумира старался быть самым модным и стильным среди сверстников. Сольная карьера певца не заладилась, и в 1966 г. Болан присоединился к психоделической группе John's Children. Однако и здесь Болан не прижился; 11 июня 1967 г. он дал объявление в "Melody Maker": "Для новой группы Марка Болана требуются отвязанные соло-гитарист, басист и ударник. Также жду других астральных летчиков с машинами, усилителями и тем, что не растет в цветочных горшках на подоконниках". На такое странное объявление откликнулись Перегрин-Тук и Бен Картленд. Вдохновленные ЛСД, заокеанскими хиппи, героями книг Толкиена и шотландским бардом Донованом, музыканты облеклись в эльфовские плащи и выбрали себе название TYRANNOSAURUS REX (в 1970 г. сокращенное до T. rex). Картленд в конечном итоге не подошел, и 30 октября 1967 г. Болан и Перегрин-Тук впервые выступили на Би-Би-Си в качестве дуэта. На британской музыкальной сцене TYRANNOSAURUS REX выделялись достаточно ярко: акустическая гитара, перкуссия и невероятно вибрирующий, страстно-странноватый голос Марка. К тому же музыканты были первыми настоящими хиппи в британском шоу-бизнесе. В июле 1968 г. вышел альбом под совершенно нехитовым названием "My People Were Fair And Had Sky In Their Hair, But Now They're Content To Wear Stars On Their Brow", что переводилось как "Мой народ был белокурым и носил небо в волосах, но теперь он довольствуется звездами в бровях". Напевы в духе саг Толкиена понравились слушателям, и альбом попал в Топ-15. Затем вышла книга стихов Марка, еще две пластинки TYRANNOSAURUS REX и сингл "King Of The Rumbling Spires", где Болан впервые применил электрогитару. В октябре 1969 г. Перегрин-Тук покинул Марка. Новым ударником и сподвижником Болана стал Микки Финн (3. 06. 1947). Сократив название дуэта, музыканты расширили свой состав, приняв в ряды басиста Стива Карри (20. 05. 1947 - 28. 04. 1981). Изменился и стиль TYRANNOSAURUS REX: вместо хипповской акустики музыканты заиграли яркий пульсирующий буги-рок. В сущности, это была одна из первых попыток приспособить классические рок-ритмы 50-х под требования новой эпохи. Пристрастие Болана к яркой, стильной одежде пригодилось как нельзя кстати. В эпоху глэм-рока Марк в расшитой золотом рубашке или королевской мантии затмевал самого Дэвида Боуи. 1971 г. прошел для T. rex просто триумфально: 20 марта песня "Hot Love" на шесть недель возглавила 1-е место британских мартов. Затем сексуальный буги "Get It On" 24 июля стал чарттоппером и держал первое место в течение четырех недель. Альбом "Electric Warrior" в декабре 1971 г. - январе 1972 г. шесть недель находился на вершине хит-парада Британии. В стране бушевала подлинная тирексомания (о которой Ринго Старр снял документальный фильм), доходы от продаж пластинок группы составляли 3% общих доходов британской легкой промышленности, а буги-рок с подачи Марка вошел в широкую моду. Господство T. rex на мировой глэм-сцене вместе с Дэвидом Боуи, Гэри Глиттером, Slade и Sweet продолжалось до 1974 г. Под напором нового поколения глэм-рокеров (MUD, QUEEN) T. rex стали терять свои позиции, в группе наметился творческий кризис. В 1973 г. у группы появляются последние значительные хиты "Twentieth Century Boy" (UK-3) и "The Groover" (UK-4). В 1974 г. Болан поменял название группы на Marc Bolan AND T. rex и ввел в состав бэк-группы Глорию Джонс, свою будущую жену. Однако такой ход был скорее признанием поражения. Во второй половине 70-х Болан попытался освоить эстетику панка и ритмы диско (под влиянием жены - известной в свое время диско-певицы), но попытки оказались неудачными. В августе 1977 г. сингл Болана и его группы "Celebrate Summer" с треском провалился. Певец переключился на музыкальную журналистику, начав вести еженедельную колонку в газете "Record Mirror". 16 сентября 1977 г. Марк Болан погиб в автокатастрофе - Глория Джонс не справилась с управлением, и в пять часов утра на пути к Лондону машина потеряла управление. Так был положен конец мучительному поиску Боланом собственного "я" в надвигавшихся 80-х. Годы доказали, что Марк Болан и T. rex не оказались в разряде погасших звезд, а по праву встали в один ряд с такими героями рок-н-ролла, как Джим Моррисон и THE DOORS, Фредди Меркьюри и QUEEN, Йан Кертис и JOY DIVISION. Многие композиции Болана стали стандартами рок-музыки. Недаром Пол Маккартни называл T. rex "новым поколением THE BEATLES".

Изменения состава 1969: - Перегрин-Тук; + Микки Финн, ударные 1970: + Стив Карри, бас 1971: + Стив Лэдженд (Уильям Файфилд, 8. 05. 1944; LEGEND), ударные (Финн переключился на перкуссию) 1973: - Лэдженд; + Пол Фентон, ударные, и Джек Грин, гитара 1974: + Дино Дайнз, клавишные, и Глория Джонс, бэк-вокал 1975: - Финн 1976-1977: Марк Болан, вокал, гитара, Миллер Андерсон, гитара, Херби Флауэрс, бас, Дино Дайнз, клавишные, Тони Ньюмэн, ударные

.

Рекомендовать исполнителя друзьям:

Фотографии: все фото

Альбомы: все альбомы

Альбом Electric Warrior
1971 год
Альбом The Slider
1972 год
Альбом Tanx
1973 год

Топ 10 песен:

#КомпозицияВремяРейтинг
1.Get It On 4:25
12441
2.Jeepster 4:10
10906
3.Cosmic Dancer 4:26
10326
4.20th Century Boy 3:39
10138
5.Children of the Revolution 2:28
9699
6.Bang a Gong (Get It On) 4:24
7001
7.Metal Guru 2:25
6984
8.Mambo Sun 3:38
6794
9.Bang a Gong [Get It On] 0:00
5238
10.Life's A Gas 2:23
4745
powered by AudioScrobbler

Похожие исполнители: подробнее

Отзывы о T. rex

  еще 1000 символов

анна -58 лет

обожаю до безумия еще с70 -х
19 мар, 2015
boris15

Борис

Как только впервые услышал эту группу понял-это навсегда!!! Это было ещё в 70-х годах и до сих пор эта группа номер 1 в моём списке наряду с Beatles, Led Zeppelin!!! Как жаль что Бог так рано призывает к себе такие удивительные таланты. Видно у них в раю нехватка музыкальных мегазвёзд. Слушаю и сердце щемит. Вот была музыка а сейчас сплошные 'фабрики' и вечные бессмертные Кобзоны и иже с ними! Как же вся эта накипь надоела. Им давно уже газета с того света идёт а ОНИ всё никак не угомонятся-видно не нужны никому. Ни Богу свечка ни чёрту кочерга.
17 фев, 2015
Создание сайта
Copyright © 2004-2017 «Music Library»

Обращение к пользователям